+7 499 753-40-53
+7 499 753-40-53
info@web-dius.ru

Как провести SEO-аудит сайта: чек-лист

SEO аудит - картинка

Проще найти две одинаковые снежинки, чем двух SEO-шников, которые придерживаются одного мнения по поводу важности факторов ранжирования. Это та причина, по которой универсального чек-листа SEO-аудита не существует — каждый специалист приходит в новый храм со своим уставом.

Однако точки пересечения, разумеется, есть. Ни один грамотный SEO-шник не станет спорить, например, с тем, что дубли страниц негативно влияют на продвижение. Эта статья — попытка собрать воедино все самые важные факторы, которые нужно проверить при аудите, и представить их в виде чек-листа.

Содержание

  1. Технический аудит
  2. Аудит контента
  3. Что ещё проверяют при SEO-аудите

Технический аудит

Технический аудит — первая и, пожалуй, главная составляющая SEO-аудита. Что именно здесь нужно проверить?

Пункт № 1. Файлы robots.txt и sitemap

Пройдите по ссылке site.com/robots.txt (где site.com — домен проверяемого сайта) и убедитесь, что в файле есть ссылка на карту сайта (sitemap.xml или похожее).

Файлы robots.txt - картинка

Проверять директиву host не надо — «Яндекс» отменил её в 2018 году, хотя во многих «роботсах» она присутствует.

Убедитесь, что всё лишнее (например, файлы плагинов CMS) закрыто от индексации через директиву Disallow.

Sitemap в 2021 году тоже является необязательным. Это следует из твитов Джона Мюллера (Google) и справки «Яндекс». Однако XML-карту всё же лучше создать, когда сайт крупный. Если страниц много, поисковик может какие-то пропустить.

Для проверки карты сайта пройдите по ссылке site.com/sitemap.xml (адрес бывает иным).

Оба файла, robots.txt и sitemap.xml, стоит проверить на ошибки в «Яндекс.Вебмастер» и Google Search Console. В «Вебмастере» сервисы проверки находятся в разделе «Инструменты».

Яндекс.Вебмастер - картинка

Пункт № 2. Редиректы

Редиректы спасают от дублей на сайте. Нужно проверить, есть ли перенаправление на главное зеркало (пусть будет site.com) со страниц:

  • www.site.com;
  • site.com/index.php (плюс вариант с www);
  • site.com/index.html (плюс вариант с www).

Если ваш сайт переведён на защищенный сертификат (SSL), нужно также убедиться в корректности редиректа с http://site.com на https://site.com.

Все несуществующие страницы должны перенаправляться на страницу 404. Чтобы проверить это, введите в адресную строку что-то вроде site.com/bnmbhjgk — с белибердой после слэша.

Заключительный момент — цепочки редиректов. Это тоже ошибка — пусть не самая серьезная. Для проверки используйте программу Screaming Frog («Reports» — «Redirects» — «Redirect Chains»).

Screaming Frog - картинка

Пункт № 3. Ответ сервера и скорость сайта

Здесь речь идёт не о PageSpeed. Программа Google не даёт объективной информации о скорости сайта, поскольку сравнивает страницу с её же лучшей версией. Чтобы обмануть PageSpeed, достаточно установки одного плагина.

Для проверки скорости загрузки сайта можно использовать программу из пакета Be1. Предельное допустимое значение — 0.3 секунды. Ещё один метод — задействовать сервис из «Яндекс.Вебмастер». Он называется «Проверка ответа сервера».

Проверка ответа сервера - картинка

Сервис «Вебмастера» показывается не только время ответа сервера, но и статус. Должно быть «200 ОК».

Пункт № 4. Метатеги

Метатеги не должны быть:

  • Слишком короткими.
  • Слишком длинными.
  • Одинаковыми (дублированными).
  • Отсутствующими (пустыми).

Конечно, вручную проверить метатеги сложно, даже если сайт небольшой. В помощь вам — программа Screaming Frog SEO Spider.

Спарсите весь сайт, выгрузите отчёт в формате Excel и приступайте к проверке по каждому из критериев. Выявить страницы с короткими и длинными Title и Description можно, сортируя данные по столбцам «Title 1 Length» и «Meta Description 1 Length».

Screaming Frog SEO Spider - картинка

Для поиска дублей сортируйте данные по столбцам «Title 1» и «Meta Description». Рекомендуем воспользоваться инструментом «Повторяющиеся значения» в Excel — это позволит повторы в таблице подсветить.

Повторяющиеся значения - картинка

Отыскать страницы без метатегов проще всего. У них в полях «Title 1» и «Description 1» пусто.

Что касается метатега H1 — важно, чтобы он был заполнен. Без него рушится структура подзаголовков страницы.

Метатег Keywords заполнять не обязательно. Лучше оставить его пустым, чем заполнить неправильно. Если «напихать» туда длинных ключей, есть большой риск, что страница попадёт под фильтр «Переоптимизация».

Пункт № 5. Ссылочный профиль

В рамках проверки ссылочного профиля надо определить:

  • Нет ли внутренних ссылок на несуществующие страницы (404). Такие ссылки называются битыми, их наличие — серьёзная проблема. По сути это «пробоины», через которые ссылочный вес сайта утекает в никуда. Проверку можно выполнить с помощью утилиты XENU.
  • Нет ли циклических ссылок. О циклической ссылке говорят, когда страница ссылается на саму себя. Одна циклическая ссылка есть почти на всех сайтах — главная ссылается на саму себя через эмблему в хедере. Это нормально. Другие циклические ссылки — например, когда в «хлебных крошках» активен последний элемент — стоит убрать. Эффективного инструмента для поиска циклических ссылок нет — лучше всего просто внимательно пробежаться по сайту глазами.
  • Нет ли внешних битых ссылок — исходящих и входящих. Проверить бесплатно не получится, из платных инструментов подойдут Serpstat и Ahrefs. Битые внешние ссылки тоже нужно удалить. Но если с исходящими это простая задача, то с входящими — «танец с бубном». Вероятно, придётся «реинкарнировать» ту страницу, на которую ссылается сайт извне, и ставить с неё редирект на актуальную.

Пункт № 6. Структура и перелинковка

Пользователь должен быть способен быстро добраться до любой страницы сайта. Если сайт вынуждает человека «блуждать», значит, его структура несовершенна.

Нам нужно проверить:

  • Есть ли на сайте навигационные цепочки («хлебные крошки»).
  • Являются ли URL человекопонятными (ЧПУ).
  • Логично ли устроено меню.
  • Есть ли карта сайта для пользователей.
  • Нет ли страниц с уровнем вложенности больше 4. Велик риск, что до этих страниц робот просто не сможет добраться.

Первые четыре пункта SEO-специалист оценивает «глазами». Уровень вложенности каждой из страниц сайта позволит проверить программа Screaming Frog (столбец «Crawl Depth»).

Уровень вложенности - картинка

Аудит контента

После того, как мы обнаружили технические ошибки и поставили ТЗ на их устранение программисту, нужно приступать к проверке контента. Контент можно условно разделить на тексты и прочее.

Тексты

Критической ошибкой является использование неуникальных текстов. Пакетную проверку уникальности позволяют сделать антиплагиаты Content-Watch и Text.ru — разумеется, не бесплатно. Рекомендуем «раскошелиться» — иначе просто потратите массу времени, проверяя тексты по одному.

Если проверяете через Text.ru, поглядывайте также на блок «SEO-анализ». Замер SEO-параметров текста при проверке уникальности выполняется автоматически. Вы сможете узнать, не является ли текст переспамленным или излишне «водянистым».

В тексте должна соблюдаться иерархия подзаголовков. Если после H2 идёт, скажем, H4, это тоже маленький SEO-грех.

При анализе текстов на сайте важно прочесть хотя бы несколько — поскольку не существует сервиса, который мог бы определить, не является ли текст откровенным бредом. Нужно читать и метатеги — они могут быть не оптимизированы под SEO. Часто бывает, что люди, далёкие от SEO, заполняют тег Title какой-нибудь вовлекающей фразой или громким журнальным заголовком — при это не считают нужным добавлять в него ключевые фразы.

Остальной контент (картинки, видео)

Здесь нужно отыскать все битые изображения и заменить их «целыми». Битое изображение — как битая ссылка — это действенный способ «слить» вес сайта. Кроме того, символ недогруженной картинки выглядит в статье просто неэстетично.

Найти битые картинки поможет Screaming Frog. Установите сортировку в столбике «Content» и проверьте, чтобы у всех строчек с пометками image/jpeg и image/png значился статус 200.

Найти битые картинки - картинка

Статус 404 будет у битого изображения.

Второй момент — прокрутите до столбика «Size» и посмотрите, нет ли на ресурсе слишком тяжёлых изображений.

Вес изображений - картинка

На сайте, который выбран в качестве примера, есть изображение весом почти в мегабайт. Его точно следует ужать. Такой же процедуре рекомендуется подвергнуть все картинки, которые весят свыше 100 Кб.

Если вы добавляли на страницы видео из YouTube с чужих каналов, нужно убедиться, что ролики не удалены их авторами. Иначе по клику на видео пользователь увидит такую картину:

YouTube - картинка

Фрустрация ему будет обеспечена.

Что ещё проверяют при SEO-аудите

Коротко по пунктам — на что ещё надо обратить внимание:

  • Кроссбраузерность. Сайт должен корректно отображаться во всех основных браузерах.
  • Наличие мобильной версии. Протестить сайт на mobile-friendly можно в Google Search Console.
  • Вирусы. Для проверки на вирусы рекомендуем инструменты Virusdie и AI-Bolit. Также можно попросить специалистов хостинга, чтобы они сами проверили файлы сайта на вредоносный код.
  • Микроразметка. Разметка не влияет на ранжирование непосредственно. Зато она позволяет сделать сниппеты более привлекательными и, как следствие, повысить CTR.

«На десерт» — поведенческие факторы. Самые основные из них можно проанализировать в «Метрике». Речь о глубине просмотра, среднем времени пребывания на сайте, проценте отказов.

Метрика - картинка

Если поведенческие неудовлетворительные, дело может быть в некачественной перелинковке. Однако куда более вероятная версия — контент, который публикуется на сайте, просто неинтересен. Это уже повод «маякнуть» маркетологу или редактору портала, что настало время внести изменения в контентную стратегию или поискать других, более интересных авторов.

Комментарии

Добавить комментарий

* Поля, обязательные для заполнения
Бесплатный
аудит сайта
Сделаем анализ
сайта, напишем
как сделать
его продающим и
популярным в
поиске
Контакты
Офис продаж:
г. Москва, ул. 4-я Кабельная, 2 строение 1А, 5-й этаж, офис №2
Пн - Пт: 9.00-18.00

SEO-Продвижение:
узнайте стоимость для вашего сайта!

Студия DIUS работает с продвижением сайтов:

Бесплатное составление
бюджета
5
шагов для рассчета стоимости
продвижения онлайн!
 
  • По трафику
  • По позициям
  • Продвижение молодых сайтов
  • Продвижение интернет-магазинов

Ваш расчет готов. Пожалуйста, заполните форму ниже для связи с вами по данному вопросу:

Заказ сайта
Оставить заявку
Заявка на расчет
Оставить заявку
Оставить заявку
Заказ услуги
Заказ услуги
Заказ работ
Продвижение от 10.000 рублей
X
Хочу быть автором