Как собирать маски ключевых слов для семантического ядра

Семантика — это основа сайта, смысловое наполнение, которое продумывается заранее. Ни один писатель не сядет за роман без предварительного обдумывания идеи и образов героев. В web-индустрии все то же самое: сбор семантики и проработка структуры сайта – один из важнейших этапов продвижения. Во всяком случае, для адекватных специалистов. Рассмотрим, зачем нужны маски ключевых слов. В статье также разберемся, с чего начинать сбор семантического ядра для сайта или рекламной кампании.

Критерии качества семантического ядра

Схема семантического ядра - картинка

Семантическое ядро (СЯ) — словарь пользовательских запросов, по которым люди ищут информацию в интернете по вашей тематике. На этапе разработки сайта СЯ помогает выстроить грамотную структуру ресурса. Когда проект уже запущен, собранная семантика регулирует стратегию его наполнения: контент должен давать ответы на реальные запросы пользователей.

Сбор семантики необходим и при подготовке рекламных кампаний - без точно выверенного смыслового ядра бюджет на контекстную рекламу будет слит впустую.

Составление СЯ начинается с подбора масок. Маски ключевых слов — это базисы, общие фразы, на основе которых формируются уточненные запросы.

Грамотное СЯ соответствует нескольким критериям:

  1. Собрано максимальное количество релевантных масок-базисов.
  2. Для каждого базиса составлен подробный список детализированных ключевых фраз изо всех доступных источников.
  3. Из ключей, собранных для каждой маски, отбракованы нецелевые.
  4. Для предотвращения конкуренции запросов проведена кросс-минусовка — удалены ключи с пересекающимися фразами.

Что такое маска

Маски ключевых слов — это фразы, обобщенно определяющие вашу нишу, товары или услуги. По сути, это высокочастотные запросы, состоящие из 2–3 слов, по которым мы будем парсить СЯ. Маски для составления списка ключевых слов (статистика и их сбор) должны соответствовать информации на сайте. Слишком общие маски, как правило, состоящие из одного слова, надо отсеивать и конкретизировать, иначе они приведут нецелевой трафик.

Например, маска «печать» имеет слишком обобщенное значение. Нужно уточнить, например: «цифровая», «офсетная» или «широкоформатная печать». В зависимости от смысла маски подбираются релевантные ключи. Для цифровой печати актуальны запросы типа «тираж за час», «изготовление визиток». При этом они будут нецелевыми для маски «офсетная печать».

Маска ключевых слов — это либо общая фраза, либо она же с «добавкой». Добавка опциональна, прописывается, если нужно собрать ключи с определенной коннотацией. Например, «печать визиток» / «печать визиток цена». Добавки типа «цена», «купить», «заказать» помогают спарсить коммерческие ключи.

Составление списка масок запросов — это занятие не для слабонервных. Здесь нас ждут две главные проблемы:

  1. Придумать из головы исчерпывающий список — это утопия: по-любому что-то ускользнет из внимания, и это повлечет потери охвата.
  2. Обхитрить всех, положившись на программы парсинга, тоже не получится, т. к. любые сервисы вместе с хорошими ключами собирают кучу мусора, которую нужно разгребать вручную.

5 шагов к исчерпывающему списку масок

Как собрать маски ключевых слов - скриншот

Посмотрим, как собрать маски ключевых слов максимально эффективно. Методика состоит из 5 шагов.

Шаг 1

Собираем общие фразы, описывающие нишу или продукт. Ставим себя на место целевой аудитории и придумываем возможные формулировки запросов.

Собирать маски удобно в таблице. Так вы можете быстро редактировать и систематизировать полученную информацию.

 

Раздел сайтаМаскаЧастотность (по региону)Количество уникальных ключей
Календарипечать календарей7 287 
квартальный календарь3 174 
календарь трио3 708 

 

  • Графа «Раздел» нужна для организации большого семантического ядра.
  • В графу «Маска» мы будем вписывать все выявленные релевантные маски ключевых слов.
  • В графу «Частотность» заносим значения из https://wordstat.yandex.ru/. Если бизнес геозависимый, выставляем нужный регион. Мы собираем маски для сайта типографии, поэтому нам важна частотность по региону.

Последний пункт «Количество уникальных ключей» будем заполнять позже, на этапе проработки семантического ядра. Здесь будут учитываться уникальные запросы, спарсенные по маске.

Шаг 2

Прогоняем все придуманные маски через Яндекс Wordstat. Собираем подходящие запросы.

При поиске масок помним, что ключевая фраза забивается в строку без кавычек, это дает максимальный охват вложенных ключей.

Главный принцип — собрать маски с большой вложенностью. Чем длиннее список фраз, тем больше потенциальных ключей мы соберем для нашего сайта.

Ускоряемся с плагином Wordstat Assistant

С длинными списками удобно работать на бесплатном плагине Wordstat Assistant для браузера Google Chrome. Установить плагин можно по ссылке Yandex Wordstat Assistant.

Это находка для лентяев. Принцип работы прост:

  • вбиваем маску в строку Wordstat, если нужно, настраиваем регион;
  • выбираем все подходящие фразы из правого и левого столбиков, нажимая на плюсик;
  • все выбранные ключи отображаются на панели плагина и сохраняются, если вы надумаете продолжить сбор по другой маске;
  • список можно сортировать по убыванию-возрастанию частотности, по алфавиту и по порядку добавления;
  • собранный список ключей копируем с указанием частотности или без нее и загружаем в нашу рабочую табличку.
    Сбор масок ключевых фраз в Wordstat Assistant - скриншот

Оптимизируем сбор с помощью маски-шаблона

Маска-шаблон одним махом убивает табун зайцев. Мы собираем шаблон из нескольких блоков и логических операторов, а умный Wordstat выдает нам результат сразу по нескольким маскам, заодно отсеивая мусорные фразы.

Вместо того, чтобы последовательно вводить ключевые слова для маски, мы собираем их через оператор «|» (или) в одном блоке, обернутом круглыми скобками «( )». Таких блоков может быть несколько. В конце шаблона можно указать минус-слова, чтобы отсечь ненужное.

Например,

  • 1 блок: (печать | изготовление | +на заказ)
  • 2 блок: (календарь трио | календарь квартальный)
  • Минус-слово: -срочно

Маска-шаблон в Яндекс Вордстат - скриншот

В результате мы получаем все комбинации запросов со словами из заявленных блоков кроме тех, где засветилось минус-слово «срочно».

Дополнительные операторы:

  • «+» фиксирует стоп-слова (служебные части речи), без него Яндекс игнорирует предлоги;
  • «-» удаляет запросы с минус-словами;
  • «!» фиксирует словоформу (род, число, падеж);
  • квадратные скобки «[ ]» фиксируют порядок слов в запросе.

Шаг 3

Расширяем семантику, подбирая похожие запросы из правого столбика Wordstat. Это не просто дополнительные ключи, но и идеи для новых масок.

Например, в подборе похожих словосочетаний встречается фраза «компания календарь». С коммерческой добавкой «заказать» получается годная маска, а Wordstat показывает еще один уточненный вариант «заказать календари +с логотипом компании».

Шаг 4

Собираем семантику из всех доступных источников.

  • Ищем информацию на сайтах конкурентов, на форумах, опрашиваем потенциальных клиентов, как бы они сформулировали запрос.
  • Интервьюируем менеджеров — какие вопросы им задают клиенты.
  • Подбираем синонимы в онлайн-словарях, например, здесь: Словарь синонимов русского языка.
  • Добавляем сленговые и жаргонные определения, распространенные ошибочные написания, варианты транслитерации иностранных названий, узкоспециальные термины, аббревиатуры.
  • Пробиваем фразы в поисковых системах и смотрим на ассоциативные запросы, которые запомнил поисковик (выпадающий список с подсказками и раздел внизу SERP «Люди ищут»).
    Поиск масок ключевых фраз в SERP Яндекса - скриншот
  • Изучаем отчеты по реальным поисковым фразам в «Яндекс.Метрике» и Google Analytics.
  • Анализируем Alt-теги к картинкам в поисковой выдаче.
  • Смотрим планировщик ключевых слов Google.
  • Расширяем список от общего к частному методом тезаурусного дерева: «офсетная печать» → «офсетная печать календарей» → «офсетная печать корпоративных календарей с логотипом». Тезаурус удобно собирать в сервисах интеллект-карт (mind map).
  • Используем метод мультипликации (перемножения) ключевых слов. Характеристики продукта склеиваются в различных комбинациях. Метод выявляет широкий спектр запросов.

Чтобы получить корректные результаты, нужно сначала составить матрицу, где все слова будут сочетаться друг с другом.

 

Название товара или услугиВыгода клиентаПризыв к действиюРегион
квартальный календарьнедорогона заказв спб
календарь триопод ключизготовитьв Петербурге
календарь с логотипомс доставкойзаказатьна северо-западе

 

Перемножать все слова из матрицы вручную бесчеловечно, поэтому используйте автоматические комбинаторы, например

Из 12 словосочетаний комбинатор склеил 81 фразу:

Генератор фраз для комбинации ключевых фраз - скриншот

Шаг 5

Словосочетания проверяем на частотность и все, что годится для масок ключевых слов, заносим в нашу таблицу.

Структурировать собранную информацию можно не только в таблице. Более наглядный инструмент интеллект-карта. Здесь можно выстраивать сложные разветвленные схемы и распределять собранные маски ключевых фраз на группы и подгруппы.

Части речи в масках

Яндекс различает глаголы, существительные и прилагательные. Деепричастия и причастия он считает глаголами. Упустив из виду этот нюанс, можно лишиться части классных ключей. Сравните «офсетная печать» и «печать офсетом» — для нас те же яйца, вид сбоку, а для поисковика два разных запроса.

Сюда же добавим аналогичные пары: заказать – на заказ, изготовить – изготовление и всевозможные относительные прилагательные типа картонный – из картона, металлический – из металла и т. п.

Поиск масок для разных ниш

Разобрались, что такое маски ключевых фраз. Но в каждой нише своя специфика сбора масок. Все зависит параметров, которые важны для целевой аудитории, и от того, как она ищет продукт.

  • Для аудитории онлайн-курса по копирайтингу будут важны сроки обучения, гарантии трудоустройства, вовлеченность преподавателей. Здесь матрица для перемножения может выглядеть так.
    Название товара или услугиВыгода клиента
    курс для копирайтеровэкспресс
    курсы копирайтингас трудоустройством
    обучение копирайтингус обратной связью
    копирайтинг для новичковоплата частями
  • Для сайта доставки еды на первом месте меню, время доставки и геолокация.
  • Интернет-магазины — это идеальные объекты для сбора масок ключевых фраз методом перемножения. Люди ищут товары по конкретным свойствам (бренд, размер, цвет, функционал, технические характеристики и др.), из которых составляются богатые матрицы для комбинаторов.
    Название товара или услугиВыгода клиентаПризыв к действиюРегион
    развивающие игрушкикартонныезаказатьв спб
    игрушки для развитияиз картонакупитьв Петербурге
    обучающие игрыиз бумагизаказать доставкуЦентральный район

Расставляем приоритеты

В популярных нишах, когда семантики слишком много, приходится отсеивать не только мусорные и нерелевантные фразы, но и расставлять приоритеты в рамках рекламной кампании или проработки СЯ для сайта.

  • Проводим приоритизацию масок еще до парсинга семантического ядра. При отборе фаворитов учитываются данные о частотности, ранжировании, конкурентности ниши.
  • Ранжируем маски по степени насущности для конкретного бизнеса: очень важно – важно – важно в меньшей степени.

Программы для парсинга ключевых слов

Программы для парсинга ключевых слов - картинка

Собирать семантику и маски ключевых фраз вручную — это слишком муторно, особенно с огромным СЯ. Работа упрощается с программами автоматизации:

  • Key Collector — главный инструмент директологов и сеошников с кучей тонких настроек. Есть бесплатная, но урезанная версия с неприличным названием Слово*б.
  • Сервисы Букварикс, Serpstat — помогают собрать ключи с сайтов конкурентов. В Буквариксе можно найти маски по доменам конкурентов вашей ниши.
  • Screaming Frog SEO Spider Tool – по домену сайта вытащит все метатеги, заголовки h Остаётся взять из них ключевые слова на вооружение.
  • Сервис be1.ru - соберёт «упущенные запросы», которые не учли вы, но используют конкуренты для ранжирования в поисковой выдаче.
  • Муравейник Tools — анализирует и чистит собранные запросы.
  • KeyAssort — распределяет собранные маски по кластерам. Тут нужно понимать, что программы и сервисы для кластеризации не идеальны, и могут не очень корректно распределить запросы по группам. Поэтому лучше прибегать к ним в самых крайних случаях. Если у вас крупный проект, бейте семантику ручками, отталкиваясь от конкурентов.

Заключение

  • В каждой нише есть очевидные, лежащие на поверхности маски с высокой частотностью, и неочевидные, с меньшей частотностью, но с хорошей вложенностью запросов, приводящих целевой трафик на сайт. Чтобы до них докопаться, нужно разбираться в специфике продукта и учитывать особенности семантики при поиске масок.
  • Сбор масок ключевых слов — кропотливый труд. Закладывайте на него прилично времени, иначе велик риск пропустить что-то интересное.
  • Чем больше источников семантики, тем шире диапазон качественных ключей на выходе.
  • Везде, где возможно, нужно автоматизировать работу, тем более, что руками чистить маски все равно придется, как ни крути.

 

Обсудим сотрудничество?

Какие задачи нужно решить:
Разработка сайта / интернет-магазина
Продвижение (SEO, Директ и т.п.)
Контент-маркетинг
Поддержка сайта (информационная, техническая)
Аудит сайта / интернет-магазина
Консультация
Задать вопрос специалисту
Заполните форму и мы вам быстро ответим

Комментарии

Добавить комментарий

* Поля, обязательные для заполнения
Добавляйся в наши социальны сети:
Каждый день интересные материалы про маркетинг и не только.

Провести бесплатный SEO-аудит вашего сайта?

Провести бесплатный SEO-аудит вашего сайта?

Хочу бесплатный аудит
Заказ сайта
Оставить заявку
Заявка на расчет
Оставить заявку
Оставить заявку
Заказ услуги
Заказ услуги
Заказ работ
Продвижение от 10.000 рублей
Form
X
Хочу быть автором