+7 499 753-40-53
+7 499 753-40-53
zapros@web-dius.ru

Футер сайта — что это такое

Содержание

 

Структура web-страницы состоит из трех базовых блоков: шапки, которая помогает пользователю быстро ориентироваться в пространстве, тела документа с основным контентом страницы и подвала (футера), где сконцентрирована важная, но не первостепенная информация. Web-разработчики обычно много времени и усилий тратят на оформление шапки и наполнение тела страниц, а на подвал сил уже не остается, поэтому его заполняют по остаточному принципу, особо не рассчитывая, что кто-то будет туда заглядывать. И это напрасно.

В статье поговорим о том, что такое футер на сайте, какова его роль и почему этим блоком в структуре страницы нельзя пренебрегать.

Что такое подвал сайта

Что такое подвал сайта - скриншот

Подвал на сайте, или как он еще называется футер (от английского footer — нижний колонтитул) — это навигационно-информационный блок, расположенный в самом низу web-страницы. Футер (как и хедер) — сквозной блок, который без изменений отображается на любой странице ресурса. Здесь размещают информацию, важную для пользователей, но не настолько, чтобы выводить ее в шапку, хотя иногда элементы из хедера дублируются и в нижнем колонтитуле.

Футер — область, удобная для внутренней перелинковки: здесь дают ссылки на разные разделы всего проекта. Поэтому помимо удобства пользователей этот блок полезен для ранжирования площадки в поисковых системах: они обращают внимание на наличие внутренней перелинковки на web-ресурсах.

Футер, хоть и не считается обязательным структурным элементом, обычно все же присутствует на сайтах: во-первых, он делает композицию web-страницы завершенной, а во-вторых, дает пользователям возможность быстро получить важную информацию и сориентироваться в структуре всего ресурса.

Основные функции футера

Основные функции футера - скриншот

Иногда мы слышим вопросы, типа «Для чего на сайте нужен футер, кто до него вообще докручивает страницу?» На самом деле, это важный блок для интернет-маркетолога: в подвале можно довести клиента до кондиции, как бы двусмысленно это ни звучало.

Роль футера в маркетинговой воронке подтверждают исследования: только добавление в нижний колонтитул кнопки CTA (призыва к действию типа «купи», «подпишись», «закажи») за 2 недели способно увеличить конверсию на 50%.

Грамотная перелинковка, формы обратной связи, удобная карта сайта, схема проезда, ссылки на соцсети — вся эта информация помогает пользователю взаимодействовать с вашим онлайн-проектом и компанией.

Для чего нужен подвал сайта:

  • Чтобы улучшить навигацию: меню в футере часто более развернутое и лучше отражает структуру проекта, поэтому через него можно быстро перейти в нужный раздел.
  • Чтобы улучшить взаимодействие посетителя с сайтом: здесь в одном блоке собрана полезная информация, которую не придется собирать по всем разделам.
  • Чтобы разместить полезные ссылки: все наиболее важные ссылки на внутренние ресурсы и внешние площадки, например, социальные сети и мессенджеры тоже размещаются в подвале.
  • Чтобы дополнить основное меню в шапке: часто футер дублирует хедер в плане меню, но здесь гораздо больше возможностей разместить полный список разделов и подразделов структуры в меню без выпадающих списков.
  • Чтобы подталкивать пользователя к совершению целевых действий: например, переход в соцсети или в каталог магазина, оформление заявки или подписки.
  • Чтобы направить внимание посетителя: благодаря оформлению, отличающемуся от остальной страницы, подвал сайта становится отличным местом для акцентов, куда важно направить внимание аудитории.
  • Чтобы размещать дополнительную информацию: например, ту, для которой нигде больше не нашлось места — юридическую, об авторских правах и политике конфиденциальности.

Что должно быть в футере

Нижний колонтитул — сквозной блок, единый для всех страниц web-ресурса, поэтому информация здесь универсальна. Что должно быть в подвале, зависит от вида сайта и его тематики. Мы перечислим наиболее распространенные типы информационных блоков. Утрамбовывать все в футер вовсе не обязательно, нужно исходить из задач проекта и здравого смысла.

Контактная информация

Контактная информация - скриншот

На сайтах обычно есть отдельная страница контактов, но в футере она должна дублироваться. Часто люди ищут блок с контактными данными именно внизу страницы. В блоке должны быть:

  • номер телефона;
  • почтовый адрес;
  • email;
  • URL главной страницы;
  • ссылки на соцсети и мессенджеры.

Если у компании много филиалов, достаточно указать адрес головного офиса и поставить ссылку на страницу контактов, где все адреса расписаны подробно.

Карта проезда

Карта проезда - скриншот

Рядом с адресом можно разместить карту с геометкой компании или схему проезда, особенно, если найти вход в организацию сложно. Но все же лучше ставить карту отдельным блоком над подвалом, а не внутри него.

Обратная связь

Обратная связь - скриншот

Форма для обратной связи, заказ звонка, заявка на просчет, подписка на рассылку или специальное предложение, кнопка «Задать вопрос» — все это элементы воронки продаж, которые помогают пользователю совершить целевое действие и перейти на следующий уровень. Зачем эти важные элементы «прятать» в подвале? Логика такова: пользователь, докрутивший страницу до самого конца, скорее всего, заинтересовался информацией на вашем сайте, раз не ушел раньше. Чтобы перевести его праздный интерес в конструктивное взаимодействие с компанией, нужно предоставить такую возможность. Для этого и необходимы элементы обратной связи.

Правовая информация

Правовая информация - скриншот

Если на площадке есть опции регистрации или авторизации, по Федеральному закону № 152 «О персональных данных» нужно предоставить пользователю доступ к правовой информации: политике конфиденциальности, пользовательскому соглашению на обработку персональных данных, а также к договору оферты или указать, что содержание сайта не является договором оферты.

Если web-ресурс является средством массовой информации, то нужно указать данные о регистрации электронного СМИ. Порталы образовательных и медицинских учреждений должны размещать сведения о лицензировании.

Условия использования

Условия использования - скриншот

Для ресурсов, где доступ к информации предоставляется по подписке или на других условиях, правила пользования размещаются в подвале, примеры таких сайтов с ограничениями: электронные СМИ, профильные журналы, правовые, финансовые или бухгалтерские онлайн-справочники.

Авторское право

Авторское право - скриншот

Чтобы хоть как-то защитить свой контент от копирования, можно заявить об авторских правах с помощью значка копирайта © и указать правила копирования материалов с вашего ресурса. Это не гарантирует, что контент никто не позаимствует, но пригодится в суде, если придется доказывать свои авторские права. Формула подачи информации об авторском праве:

© — название компании или имя автора — год создания — правила цитирования.

Логотип

Логотип - скриншот

В футере можно дополнительно разместить логотип компании, который, как и в шапке, имеет функцию перехода на Главную страницу. Заодно это станет еще одним кирпичиком в работе над повышением узнаваемости бренда.

Возраст домена

Возраст домена - скриншот

Возраст — один из факторов, влияющих на трастовость сайта, т.е. доверие поисковиков и пользователей. Возраст домена имеет смысл указывать в подвале, особенно когда он почтенный. Обычно этот блок оформляется, как дата основания и текущий год. Последнюю дату нужно своевременно актуализировать, иначе у посетителя создается впечатление заброшенности. Эту опцию можно автоматизировать в коде.

Информация о разработчике

Информация о разработчике - скриншот

Хороший тон — указать, кто разрабатывал сайт и дать на них ссылку в футере.

Карта сайта

Карта сайта - скриншот

Карта сайта в футере — это уже скорее дань прошлому, чем необходимый элемент. Сама карта представляет собой отдельную страницу, где подробно прописана вся структура web-ресурса в иерархической последовательности: раздел — подраздел — страница или карточка товара. Каждая строчка карты — это кликабельная ссылка. Раньше это было обязательным атрибутом для любого проекта: картой пользовались посетители, и ее наличие ценили поисковые роботы. Сейчас роль этого блока незначительна.

Некоторые web-мастера считают, что в подвале должна быть ссылка на полноценную карту сайта, другие же вместо нее ставят в футер классическое меню со ссылками на основные разделы.

Ссылки на соцсети

Ссылки на соцсети - скриншот

Активные иконки соцсетей тоже нашли свое место в футере. В этом блоке ставятся ссылки на все рабочие социальные аккаунты и мессенджеры компании. Внимательно отнеситесь к ссылкам на социальные сети, запрещенные в Российской Федерации. По этому вопросу нет внятных инструкций, поэтому каждый предприниматель поступает на свое усмотрение: кто-то оставляет иконки опальных соцсетей, кто-то предпочитает не рисковать лишний раз и убирает их с сайта.

В блок с иконками обычно ставится призыв типа «Присоединяйтесь к нам в соцсетях».

Вход в личный кабинет

Вход в личный кабинет - скриншот

Если сценарий взаимодействия пользователя с сайтом подразумевает регистрацию с дальнейшей работой в личном кабинете, то кнопку входа в него уместно продублировать в подвале, хотя обычно она расположена в шапке.

Способы оплаты

Способы оплаты - скриншот

Этот блок важен для торговых площадок. Достаточно разместить иконки платежных систем, чтобы пользователь быстро считал информацию.

Партнеры

Партнеры - скриншот

Информация о партнерах формирует доверие к компании, особенно, если это известные бренды. Узнаваемые логотипы ваших партнеров можно разместить в отдельном блоке футера.

Награды и достижения

Награды и достижения - скриншот

Еще один имиджевый блок, призванный вызвать доверие. Сюда попадают только самые важные премии и награды, особенно, если у вашей организации их в избытке. Весь перечень достижений в подвале не нужен — его лучше вывести на отдельной странице «О компании».

Отзывы клиентов

Отзывы клиентов - скриншот

Живые отзывы в футер помещать не нужно, зато здесь уместны ссылки на крупные внешние сервисы, где у вас много отзывов: 2Gis, «Яндекс.Карты» или «Яндекс.Маркет» и т.п.

Кнопка «вверх»

Кнопка вверх - скриншот

Этот, на первый взгляд, скромный элемент, на деле, проявление заботы о пользователе. Кнопка возвращения к началу страницы экономит время. Нужно следить, чтобы кнопка не перекрывала контент ни на каких устройствах: ни на десктопе, ни на смартфоне, ни на планшете.

Форма поиска

Форма поиска - скриншот

На больших web-проектах со сложной структурой и богатым контентом рекомендуем делать форму поиска. Обычно это строка ввода с лупой: пользователь без проблем считывает смысл этого блока. Поиск всегда стоит в шапке, но в подвале его можно продублировать.

Лишнее в подвале

Красивый футер для сайта хорошо структурирован. Здесь каждому элементу или группе элементов тщательно подбирается место и оформление. В подвале можно разместить довольно много полезной информации, которая поможет сделать взаимодействие с ресурсом более эффективным, но есть контент, который точно будет лишним в этом блоке.

  • Текст или видео о компании. Это объемный контент, и он перегрузит структуру подвала. Для этой информации есть главная страница, где пользователи привычно ожидают увидеть рассказ о компании.
  • Анонсы статей и постов из социальных сетей, новости. Это тоже стандартный контент для главной страницы и раздела новостей. Примеры футеров для сайта с новостным блоком или анонсами обычно неудачные: либо текстовые ссылки теряются в общем хоре полезных линков, либо наоборот, анонсы с картинками перетягивают одеяло на себя и разрушают строгую структуру футера.

Рекомендации по оформлению футера

Рекомендации по оформлению футера - скриншот

Мы рассказали, что можно написать в подвале сайта, но, очевидно, что каждый выбирает наиболее актуальную информацию для своего проекта — вовсе не обязательно ставить все перечисленные элементы в нижний колонтитул. Чтобы футер выглядел гармонично и работал, нужно соблюдать ряд правил.

  • Даже если телефон и адрес указаны в шапке, есть отдельная страница контактов, все равно дублируйте контактную информацию в футере.
  • Не перегружайте подвал информацией, оставьте только действительно важные и полезные для пользователя блоки.
  • Визуально отделите футер от остальной страницы.
  • Подвал — это не карта сайта, здесь не нужны ссылки на все страницы. Оставляйте только ключевые разделы.
  • Дизайн подвала сайта должен помогать восприятию разномастной информации, поэтому группируйте тематические блоки по столбцам.
  • Электронные адреса, телефоны, логотипы и иконки должны быть активными и перекидывать пользователя на нужные страницы.
  • Ставьте в подвал кнопки CTA с призывом к действию, это увеличивает конверсию.
  • Футер должен быть одинаково функционален как на десктопе, так и на экране смартфона, не забывайте про адаптивную версию сайта.

Вывод

Футер, как эпилог в хорошей книге. Он выделяется на фоне остального контента и содержит концентрированную, важную для аудитории и для компании информацию. Думать, что подвал ненужная свалка всякого хлама, ошибка. Заинтересованные пользователи, наоборот, внимательно изучают содержимое футера и охотно пользуются его навигацией. Советуем вам провести ревизию своего подвала и навести там порядок в соответствии с нашими рекомендациями.

 

Комментарии

Добавить комментарий

* Поля, обязательные для заполнения
Нужно SEO-продвижение?

Гарантировано:

  • Увеличим трафик из поиска
  • Улучшим позиции в выдаче
  • Преумножим обращения с сайта
Подпишись!
Каждый день полезные материалы
по интернет-маркетингу и не только
DIUS на YOUTUBE
Бесплатный
аудит сайта
Сделаем анализ
сайта, напишем
как сделать
его продающим и
популярным в
поиске
Перезвоним
Добавляйся в наши социальны сети:
Каждый день интересные материалы про маркетинг и не только.
Контакты
Офис продаж:
г. Москва, ул. 4-я Кабельная, 2 строение 1А, 5-й этаж, офис №2
Пн - Пт: 9.00-18.00

Провести бесплатный SEO-аудит вашего сайта?

Либо напишите нам на почту zapros@web-dius.ru, позвоните по номеру
+7 499 753-40-53 или оставьте сообщение в WhatsApp или Телеграме
Хочу бесплатный аудит
Заказ сайта
Оставить заявку
Заявка на расчет
Оставить заявку
Оставить заявку
Заказ услуги
Заказ услуги
Заказ работ
Продвижение от 10.000 рублей
Form
X
Хочу быть автором